Воздуховоды – неотъемлемые составляющие любой вентиляции. Прямоугольные или круглые трубы, по которым перемещается воздух. Металлические, могут быть гибкими и жесткими. Последние более распространены, это прочность, надежность, удобное обслуживание и долговечность. Монтаж их несложен, соединить два канала друг с другом можно разными способами. Но правильно установить, с высокой герметичностью соединений, этого недостаточно. Перед вводом в эксплуатацию нужно обязательно позаботиться об огнезащите. Как монтируют жесткие воздуховоды? Почему огнезащита вентиляции так важна? Попытаемся дать ответ на эти вопросы.
Варианты соединения воздуховодов
Круглые воздуховоды можно соединить фланцами, ниппелем или муфтой, а также бандажом. Прямоугольные – фланцами или шиной.
Фланцы – детали круглой или прямоугольной формы с плоскостью. На плоскости отверстия для болтов. К прямоугольным воздуховодам привариваются. Два отрезка с фланцами. Две плоскости с резиновыми уплотнителями прижимают друг к другу, в отверстия вставляют болты с шайбами, на каждом крепеже затягивают гайки до упора, равномерно. Более чем надежное разборное соединение.
Ниппель и муфта хорошо себя зарекомендовали для круглых воздуховодов. Ниппель – соединитель, фасонная круглая деталь, несколько уступающая по диаметру воздуховоду. Она просто вставляется в два участка, уплотнительные кольца обеспечивают высокую герметичность соединения.
Муфта – наоборот, внешний соединитель, то есть по диаметру несколько больше труб. Воздуховоды вставляются в муфту.
Бандаж – съемное металлическое кольцо, затягиваемое при помощи стержня с резьбой и гаек. Устанавливается в месте стыка двух каналов. Быстрое и надежное соединение круглых воздуховодов.
Еврошина – угловые рейки с отверстиями, крепятся шурупами на концах соединяемых воздуховодов. Между двух шин – уплотнитель или состав-герметик. Соединения – болтовое.
Когда требуется максимальная прочность, жесткость и герметичность, используют сварку – полуавтоматическую или аргонодуговую. Но в этом случае, как вы понимаете, крепеж уже неразборный.
Для чего нужна огнезащита. Какие материалы используют
Вентиляция собрана? Спешить с вводом в эксплуатацию не стоит. Систему воздухообмена необходимо защитить от высокотемпературных воздействий. Для чего это нужно? В случае пожара, при термическом воздействии, может нарушиться целостность каналов. Тогда едкий дым, равно как и пламя, стремительно разойдутся по всем помещениям, приведут к быстрому распространению огня и большим жертвам. Чтобы этого не произошло, на поверхности воздуховодов формируют огнезащитные экраны. Кроме того, огнезащита исключает вероятность образования конденсата, минимизирует риск коррозии и повреждения стенок каналов. Плюс значительно снижает аэродинамические шумы.
Для огнезащиты воздуховодов используют:
- Прошивной базальтовый материал;
- Огнеупорный клей;
- Алюминиевый скотч;
- Базальтовые маты.
Прошивной базальтовый материал – ПМБОР-Ф. Полотно, образованное базальтовыми волокнами вязально-прошивным способом, без связующих, с одной стороны покрытое фольгой. Для повышения огнеупорных качеств, влагостойкости, в целом защиты от внешних воздействий. Рулонный материал. Собственно, из него и формируют огнезащитный экран.
Огнеупорный клей – водный раствор силиката натрия плюс минеральные наполнители, пастообразный состав «Огнет». Наносится на воздуховод, а уже поверх – ПМБОР. Приклеивает базальтовый материал к металлической поверхности, дополнительно повышает огнестойкость вентсиситемы.
Алюминиевый скотч – им закрывают стыки, плюс дополнительно фиксирует огнезащитную оболочку. Кроме скотча для надежной фиксации также применяют жаростойкую проволоку.
Базальтовые маты – ими заполняют зазоры в местах прохода вентканалов через стены и потолок.
Ключевые материалы – ПМБОР и огнеупорный клей, они в составе системы конструктивной огнезащиты «Огнебазальт Вент».